Насколько важно поведение человека в определенный момент времени, и как он поступит – это зависит от многого, и в частности к каким типам политической культуры относятся взгляды в обществе и у каждого индивидуума отдельно. О том, что такое политика, и что такое культура, насколько они могут органично соединяться, и как влияют на принятие решений в различных ситуациях? О многих вопросах развития жизни в традиционном обществе далее.

Немного о теории

Многочисленные государственные устройства, особенности развития страны и определение возможностей управления внутри нее, формируют менталитет, который присущ тому или иному народу.

О том, что такое политическая культура, спорили самые разные специалисты в области изучения всех сфер жизни человека. Какая политическая культура существует в традиционном устройстве общества?

Прежде всего, под этим понятием подразумевается стройный комплекс, куда входят идеи, взаимоотношения между людьми, результаты активного влияния на природные процессы. Любая из составляющих общественной жизни настолько плотно связаны между собой и своими фрагментами, что в каждой из общественных систем есть та или иная четко сформированная концепция поведения масс. Отдельными правовыми элементами являются:

  • Учреждения в своей совокупности;
  • Комплекс взаимоотношений обычаев, традиций;
  • Идеи, система убеждений и взглядов на те, или иные процессы;
  • Функциональные связи в социуме между людьми и народностями.

Важно! Особое внимание в каждой развитой цивилизации уделяется внутригосударственной структуре, которая является одним из компонентов и признаков развитого сообщества и совершенного государственного устройства в целом.

Концепция политической структуры государства

Под термином культура внутриполитической системы принято рассматривать структуру, состоящую из различных факторов:

  1. Сложившиеся в естественных исторических условиях, относительно устойчивые политические знания;
  2. Объективные и субъективные устойчивые в определенных условиях оценки действительности и модели поведения, чаще всего это авторитарная политическая культура ;
  3. Сложившиеся на протяжении длительного времени моральные ценности, традиции и нормы, которые позволяют регулировать взаимоотношения в социуме.

Если говорить об интегрированной политической культуре, как о самом важном оценочном критерии развития общества, она представляет собой наиболее качественный индикатор развития тенденций в отношении политики внутри государства.

Общая концепция является стройной системой, куда входят сформировавшиеся идейные убеждения, образцы коллективной жизни отдельных субъектов и их сообществ, модели действия разнообразных силовых институтов, которые обеспечивают безопасность страны. Этот вид политической культуры характерен для многих стран.

Политологи уделяют большое вниманию уровню политической культуры и принимают его в качестве основного критерия жизни, главного показателя стремления государства к демократичным цивилизованным отношениям. В плане ее изучения как механизма взаимоотношений, как внутри общества, так и на международном уровне следует уделить внимание такому фактору, как формирование устойчивых взглядов и убеждений. Они формируются обоснованными жизненным опытом представлениями и понятиями относительно различных аспектов политической жизни:

  • Национальные государственные ценности, характеризующиеся отношением членов общества к символике государства. Наличие флага, гимна, государственного герба, партии, иных организаций занимают огромное значение в формировании мировоззрения народа.
  • Политические системы, их институты.
  • Устройство государственной концепции.
  • Механизмы деятельности и системы работы органов власти.
  • Личностные особенности носителей властных полномочий, их приверженность социальной системе.

Важно! Убеждение, идея и их концепция — один из основополагающих, базовых моментов в формировании политики государства. Ничто не может столь сильно укрепить и повысить уровень мировоззрения, как прочность и обоснованность убеждений каждого отдельно взятого индивидуума.

Типы

Формирование политической культуры проходило в течение всей истории человечества, ее развитие и эволюция происходили в каждую из исторических эпох, начиная со времен глубокой древности. Каждому типу присущ свой вид. На сегодня принята следующая систематизация:

  1. К наиболее древнему типу относится . Данный тип характеризуется низким уровнем компетентности в принятии решения вопросов внутренней и внешней политики. Рядовые граждане не заинтересованы в участии в таких мероприятиях, в основном все события ориентированы на ценности местного порядка, какими являются община, род, племя. Патриархальный тип политической культуры выделяется тем, что основными лидерами, по мнению членов общества, людьми являются вожди, шаманы, предводители воинов. Он характерен для некоторых современных племен.
  2. Более развитым типом, ориентированным на интересы и стремления государства при невысокой активности личностей, является . Гражданская позиция состоит в непротивлении правлению монархов, политиканов, чиновников, самозванцев и авантюристов, которые легко манипулируют практически аморфной массой населения. Люди не заинтересованы получить больше информации, общие понятия в обществе уже присутствуют, однако возможность каким-либо образом оказать влияние на власть даже не подразумевается.
  3. Самый функциональный тип – . Граждане активно участвуют во всех процессах, в выборах органов власти и стремятся своим волеизъявлением влиять на разработки и принятие проектов и решений. Население проявляет значительный интерес к политическим событиям, достаточно большой объем информации о структурном строении и функционировании системы.

Приветствуется стремление самореализации с использованием законодательной базы и прописанных Конституцией прав и свобод в сфере политики. Активистский тип политической культуры распространен в развитых странах Западной Европы, Канаде.

Каждый гражданин может беспрепятственно реализовать свои амбиции, подобная ситуация рассматривается как один из наиболее эффективных рычагов развития общества.

Обычно определение чистого типа в реальном состоянии представляет значительные трудности. Если общество закрытое, четко регулятивное, где и гласность отсутствуют полностью, определить видовую принадлежность практически невозможно. Подобная ситуация присуща для отечественной политической культуры, характерно было и для Советского Союза. Советские идеологи десятилетиями утверждали про высокий уровень развития .

И только в конце прошлого века, когда пала тоталитарная система, и ей на смену пришли демократические принципы и гласность, стало известно о низком развитии государства и общества.

Внимание! Несмотря на многолетнюю идеализацию марксистско – ленинского принципа построения общества, как наиболее передового типа, граждане СССР не были единодушны во взглядах. На период окончания ХХ века население РФ значительно разделялось во взглядах.

Типы политической культуры, таблица:

Характерные черты

Убеждения, взгляды и поведенческий тип формируют комплекс характерных черт и признаков, состоящие в следующем:

  1. Закрепление и фиксация связей, между участниками и элементами процессов, стабильных сторон приобретенного опыта.
  2. Это результат естественного исторического развития определенного государства на протяжении большого промежутка времени. Относится к этатистской политической культуре , где применяется опыт предыдущих систем.
  3. Отличается тотальным всеобъемлющим характером во всех сферах политических отношений.
  4. Формирует самосознание и социальное поведение большинства жителей страны.
  5. Обеспечение целостности сферы политики и координации политических методов жизнедеятельности общества в глобальном смысле, гармоничное сочетание интересов социальных групп, классов, государства, личности с различными убеждениями.
  6. Создание определенных поведенческих образцов, норм органичного взаимоотношения властных структур и населения.

Для того чтобы конкретизировать формы, необходимо рассмотреть ее основные структурные элементы. В первую очередь это самосознание, состоящее их идеологических компонентов — знаний, ценностей, убеждений, способов мышления и психологических факторов в виде политических чувств, эмоций, переживаний, ориентиров, настроений. Комплекс политических установок, типов, форм, стилей, деятельности формирует поведение в этой сфере.

Основной для получения опыта служат политические и государственные устои и традиции, обычаи, историческая общественная память. В любом нынешнем обществе устройство является сложной системой, сформированной различными субкультурами. На основании доминирующей формы определяется политическая система и властный режим.

Типы политической культуры

Основы культуры и политики

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

В зависимости от уровня общности : общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам).

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру (Таблица. 2).

Таблица 2

Интегрированная политическая культура

Фрагментарная политическая культура

Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльность по отношению к существующему политическому режиму.

Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; социальная разобщенность; отсутствие доверия между группами; отсутствие лояльности к государственным структурам; высокая степень конфликтности; применение насилия; нестабильность правительств.

Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

По базовым ценностям , на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

  • o культура высокой гражданственности - базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
  • o элитарная политическая культура - для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
  • o архаическая политическая культура - главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

В зависимости от отношения к власти : господствующая и контркультура.

В зависимости от отношения к прогрессу : замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности).

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

  • o подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
  • o гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

В зависимости от вида политического режима : демократическая и антидемократическая.

В зависимости от классового подхода : аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.

В зависимости от связи с религией : божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом).

Одним из критериев типов политических культур является ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы . История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство.

Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

  • o рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика - разновидность бизнеса; политик - товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель - частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;
  • o бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая . В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа (таблица 3).

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде . В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур (таблица 4).

Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).

Таблица 3

Демократическая политическая культура

Тоталитарная политическая культура

Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; правовое государство; гражданское общество; свободное участие в политике; идеологический, политический, экономический плюрализм; приоритет прав человека и гражданина; богатый политический язык

Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики

Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; жестко идеологизированные стереотипы поведения; лояльная ориентированность на официальные институты и символы; политический язык формализован и идеологически жестко определен

Таблица 4

Западная политическая культура

Восточная политическая культура

Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия

Основные элементы политики - индивиды, различные политические объединения

Устойчивые традиции политической демократии

Индивид во многом «пресыщен» политикой

Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики

Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества

Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией

Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень

Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура

Существенный элемент политики - общность (клановая, этническая, семейная)

Индивид недостаточно приобщен к политике

Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими

Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении "Гражданская культура". Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры :

  • 1) патриархальный , для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых - африканских и части азиатских - стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах - для части жителей сельских местностей);
  • 2) подданнический , при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);
  • 3) активистский - при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.

Чистые типы политической культуры, по Г. Алмонду и С. Вербе, в реальной действительности проявляются в сметанном виде. Существование в реальной действительности элементов патриархальной и подданнической политических культур обусловливает наличие патриархально-подданической политической культуры, патриархальной и активистской -- патриархально активистской политической культуры, подданнической и активистской - подданнически-активистской политической культуры.

Классификация типов политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, не является единственной, примером могут служить: Марксистская типология политической культуры; Экономико-центристская политическая культура, выдвинутая А.С.Панариным; Этноцентристская политическая культура; Социоцентристская политическая культура и т.д.

В ныне существующих обществах наличествуют самые разнообразные типы политической культуры. При этом в каждом конкретном обществе какой-то определенный тип политической культуры доминирует. Это, однако, не исключает существование в нем различных политических субкультур. Субкультуры -- это политические культуры отдельных социальных слоев, групп, политические представления, установки, идеи, ценности и поведение которых в значительной мере отличаются от доминирующих и обществе. Каждая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре, различиями по этническому, расовому, религиозному, образовательному, половозрастному и другим признакам.

Например, в российском обществе значительной спецификой обличаются политические субкультуры различных этнических общностей, крестьянства, молодежи, формирующегося класса новой буржуазии, а также социального слои, представителей которого народ называет спекулянтами. Субкультуры наличествуют и в других существующих в настоящее время обществах. Они особенно существенно различаются в обществах, в которых резко выражено социальное неравенство.

политический культура субкультура

Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей.

Классическую типологию политической культуры предложили американские политологи Г. Алмонд и С. Верба в работе «Гражданская культура». Они выделяются три основных типа политической культуры: приходская или патриархальная, подданическая и культура участия или активистская.

Приходская культура характеризуется отсутствием у граждан знаний о политике и интереса к политической жизни. Прихожанин ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, привержен к традиционным связям, замыкается на местной и этнической солидарности. Кругозор прихожан ограничен их узким миром непосредственного бытия.

Подданическая культура базируется на пассивном отношении субъектов к политической системе в целом. Носители подданической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, проявляют готовность подчиняться требованиям администрации, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти в этом случае ожидают приказов или благ.

Культура участия (активистская культура) – характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений.

В чистом виде данные типы культур, как правило, не встречаются. Каждая политическая культура является сочетанием этих трех типов, но один тип тем не менее всегда доминирует, тем самым определяет тип политической культуры данного общества в целом. Так в политической культуре России доминирующим является подданический тип.

Конечно, данная типология является несколько упрощенным вариантом и не отражает всю сложность политических взаимоотношений в обществе. В дальнейшем результаты эмпирического исследования внесли значительные коррективы в теоретические предположения Г. Алмонда и С. Вербы. Утопией оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. Было замечено, что в идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия. Итоги обследования выявили «несовершенство» и «неидеальность» американской и английской моделей политической культуры, которые наделялись статусом самых развитых культур.


Г. Алмонд и С. Верба создали модель культуры гражданственности, которая характеризовался целым рядом достоинств:

– общей положительной оценкой деятельности национального правительства лично для него и глубоким осознанием этого факта;

– высоким уровнем интереса к деятельности правительства и хорошей осведомленности в этой области;

– чувством гордости за политические институты своей нации;

– ожиданием того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

– желанием обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

– открытым и лояльным проявлением оппозиционных настроений;

– чувством удовлетворенности в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, из­бирательных кампаний;

– компетентностью суждений по поводу правительственной политики и четким пониманием обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;

– компетентностью в использовании законов для успешного противодействия актам произвола;

– верой в то, что демократия участия является необходимой и желательной.

В результате проведенного опроса «идеальная модель» столкнулась с реальными политическими позициями граждан пяти обследуемых стран. Так, воздействие политики на их повседневную жизнь полностью отрицали 11% опрошенных американцев, 23% англичан, 17% западных немцев, 19% итальянцев, 66% мексиканцев. Регулярно интересуются политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% западных немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. «Посмешищем и глупостью» выглядят избирательные кампании в глазах 58% опрошенных американцев, 37% англичан, 46% западных немцев, 15% итальянцев и 32% мексиканцев.

Если сравнить характер ориентации на политическую систему граждан в развитых европейских странах в современных условиях, то «недовольство тем, как действует демократия», в 1985 г. высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, необходимо учитывать, что и уровень притязаний граждан значительно вырос. Однако высказанное негативное отношение к существующей демократической политической системе в развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально эффективной.

Критика концепции политической культуры Г. Алмонда за ее акцент на психологическую сторону дела, не умаляет ее революционного влияния на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный объяснительный принцип: «конечной причиной политики является система культуры конкретного общества». Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. Оказалось возможным объяснить, почему сходные политические институты в разных странах действуют с разной эффективностью. Все дело в господствующей в обществе политической культуре, уровне ее однородности.

Это позволило Г. Алмонду выделить в зависимости от характера культуры четыре типа политических систем:

– англо-американские политические системы с однородной (гомогенной) секуляризованной (свободной от влияния церкви) политической культурой;

– континентальные западноевропейские системы с политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;

– доиндустриалъные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;

– тоталитарные политические системы с однородной политической культурой, причем эта однородность искусственна, или насильственна.

По мнению Г. Алмонда, в англосаксонских странах (США, Великобритании, ряде стран Британского содружества) господствует секулярная гомогенная политическая культура. Для нее характерны сосуществование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, ориентаций, рациональный расчет при принятии решений и разрешении споров и конфликтов, индивидуализм, экспериментаторство и т.д. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства существующей политической системы, общепринятые нормы и правила игры, ценности. Ролевые структуры, такие как политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации, пользуются значительной долей самостоятельности. Отдельные индивиды принадлежат одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. В итоге признается законность всех интересов и позиций, между ними превалирует взаимная терпимость, что создает условия для прочного консенсуса и прагматического политического курса.

Политическая культура континентально-европейских стран также секулярна, но в то же время, как подчеркивал Г. Алмонд, она фрагментирована. Во фрагментированной политической культуре среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил политической игры. Общество разделено, или фрагментировано, на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами и стереотипами, часто несовместимыми друг с другом. В качестве наиболее характерного примера Г. Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой республик и Италию, политическая культура которых была разбита на противоборствующие субкультуры, укорененные в разных институтах. Групповые лояльности усиливали друг друга. Например, католики голосовали за партии католической ориентации, входили в католические профсоюзы, читали католические газеты и даже выбирали близких друзей среди католиков.

Способность заинтересованных групп, партий и средств массовой информации переводить потребности и требования в приемлемые политические альтернативы была, таким образом, сильно ограничена. В то же время взаимное усиление социальных, религиозных и политических лояльностей стимулирует противоречия между различными субкультурами. В результате для стран с этим типом политической культуры характерна политическая нестабильность.

Следующий тип Г. Алмонд назвал доиндустриальной и индустриальной политической культурой. Для нее характерно сосуществование традиционных и вестернизированных (от слова вестерн - западный) институтов, ценностей, норм и ориентаций. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, бюрократия и др., которые в той или иной степени модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран. Как результат такого наложения возникает особый тип, который, используя терминологию М. Вебера, Г. Алмонд назвал харизматической политической культурой.

Последняя часто формируется в условиях нарушения традиционных норм и считавшихся священными обычаев и связей, роста чувства неустойчивости и неопределенности. В результате в поисках защиты и устойчивости люди обращают свой взор к харизматическому лидеру. Такое смещение создает сложнейшие проблемы с точки зрения коммуникации и координации в обществе. Различные группы часто имеют совершенно разное видение стоящих перед обществом политических проблем. В итоге нестабильность и непредсказуемость являются не отклонением от нормы, а неизбежным результатом такой политической культуры. Она господствует в модернизирующихся развивающихся странах.

От всех названных типов, по Г. Алмонду, радикально отличается тоталитарная политическая культура. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомогенность искусственная, навязанная сверху. Поэтому отсутствуют добровольные организации и ассоциации, а система политической коммуникации контролируется из центра. Невозможно сколько-нибудь приблизительно определить степень реальной приверженности населения к господствующей системе.

Очевидно, что рассмотренные типологизации обладают целым рядом достоинств, поскольку в них модели политической культуры различаются на основе существующих у народов и стран специфических национальных социокультурных, конфессиональных, традиционно-исторических и иных особенностей.

Но вместе с тем есть необходимость определенной корректировки этих типологизаций. Например, лишь с довольно серьезными оговорками можно противопоставлять гомогенную и фрагментированную политические культуры на основе их способности обеспечивать стабильность политической системы. А приверженность к харизматическому лидеру, которую Г. Алмонд считал достоянием доиндустриальной или смешанной политической культуры, в различных новых формах и модификациях приобретает особую актуальность в настоящий момент и в наиболее развитых странах. Более того, харизматические лидеры и харизма как фактор, определяющий симпатии или антипатии избирателей и соответственно их выбор стали важнейшими элементами политической культуры всех типов в эпоху информационной революции и электронных средств массовой информации. Что касается тоталитарного типа политической культуры, то и там харизма в крайних формах поклонения вождю – фюреру также является ее неотъемлемой составной частью.

Есть и другие нестыковки, которые снижают убедительность рассмотренных типологизаций. Но и высказанные аргументы показывают необходимость нахождения более приемлемых критериев типологизации политических культур современного мира. При этом главным условием является учет основных типов или моделей политических систем, в рамках которых формируются и функционируют соответствующие типы политических культур.

Несколько иную типологию политической культуры разработал польский социолог Е. Вятр. В основу его типологии был положен марксистский подход, согласно которому можно выделить четыре типа политических культур.

1. Традиционная, присущая докапиталистическим обществам. Характеризуется признанием священного характера власти, действием традиционных норм («так было всегда»), регулирующих права подданного и права власти, признанием неизменности политической системы и ее основных норм.

2. Политическая культура сословной демократии (также сформировалась в докапиталистическую эпоху): большинство народа полностью отстранено от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности лишь привилегированному меньшинству.

3. Демократическая и автократическая (в ее двух разновидностях – авторитарной и тоталитарной) культуры, характерные для эпохи капитализма.

4. Политическая культура социалистической демократии, утверждающаяся в условиях перехода к социализму.

Существует и множество других типологий политической культуры:

– по социально-классовому признаку политическая культура подразделяется на пролетарскую, крестьянскую, буржуазную и т.д.;

– по отношению к социальному прогрессу и преобразованиям политическая культура делится на прогрессивную и реакционную, патриархальную и модернизированную, застойную и динамичную;

– по идеологическому основанию политическую культуру делят на коммунистическую, анархистскую, социал-демократическую, либеральную;

– по признаку «равенства-неравенства» человека в обществе политическую культуру делят на эгалитарную и уравнительную;

– по национально-территориальному основанию политическую культуру делят на западноевропейскую, восточную, англосаксонскую, азиатскую;

– по признаку режима власти и управления политическую культуру делят на демократическую, тоталитарную, авторитарную;

– по характеру политических взаимодействий политическую культуру на конфронтационную и консенсусную;

– по степени влияния на политическую жизнь общества либо государственных управленческих структур, либо самоорганизующихся рыночных отношений. Тогда имеем рыночную политическую культуру, которая ориентирована на конкретное соперничество политических акторов, свободный обмен продуктами их деятельности, и государственную (этатистскую) политическую культуру, ориентированную на жесткое государственное регулирование политического процесса. Для второй интересы государства выше интересов составляющих общество социальных слоев, организаций, отдельных граждан. Конкурентная борьба и политические конфликты упорядочиваются преимущественно силовыми методами государственного воздействия;

– по типу политического режима – тоталитарная, авторитарная, демократическая. Чем явственнее господство определенного режима, тем определеннее общество. Но это не означает, что остальные типы бесследно исчезают. Они продолжают существовать и могут проявляться с той или иной степенью открытости и силы. Например, в демократическом обществе все же имеются элементы и тоталитарной, и патриархальной политических культур, которые при определенных условиях обеспечивают возможность перехода общества на путь тоталитаризма.

Одной из самых распространенных типологий является деление политической культуры по цивилизационному критерию. Например, И.А. Василенко выделяет несколько типов политической культуры: индо-буддистскую, конфуцианско-буддистскую, исламскую, западную, православно-славянскую.

Также представляется важным деление политической культуры на западную и восточную . Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной организации власти в Древней Греции, к римскому праву, огромное влияние здесь оказали религиозные ценности христианства, особенно протестантской и католической его ветвей. Для западной политической культуры свойственно понимание власти как превосходства человека над человеком, восприятие политики как конфликтной социальной деятельности, которая в то же время основана на честных правилах игры и равенстве граждан перед законом, верховенстве идеалов свободы, частной собственности, на признании индивида главным субъектом и источником политик. К государству здесь относятся как к гаранту прав и свобод личности, предполагается множество форм политического участия, плюрализм, демократия, контроль за властью, идеологизированность граждан.

Специфика восточных норм и традиций обусловлена общинным, коллективистским характером аграрного азиатского общества, воздействием ценностей арабской, мусульманской и других восточных религий. Для восточного типа политической культуры характерны уверенность в божественном происхождении власти, отношение к политике как сфере избранных, признание главенствующей роли государства и элит, предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, тяготение к авторитарному типу правления, поиск харизматического лидера, обожествление правителя при отсутствии контроля за его деятельностью, приоритет обычаев, религии.

В классическом виде данные ценности и традиции формируют противоположные политические культуры. И даже перестройка политических институтов по образцам другой культуры не влияет на устойчивые ценности основной культуры. Например, Индия в наследство от колониального господства Великобритании получила достаточно развитую партийную систему, парламентский институт и т.д., но тем не менее в ней доминирует восточный тип политической культуры, и на выборах главную роль играет не программы партий, а мнение деревенских старост, руководителей религиозных общин и т.д. Япония, являясь одной из индустриальных держав, вобрала в свою политическую культуру множество либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан, тем не менее, остается восточной страной. В России политическая культура также формируется на основе совмещения некоторых традиций западной и восточной политических культур.

Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.

Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга. Приведем пример из области языка. Мало кто возражает против введения в русский язык английского слова «футбол».

Но и мало кто готов вообще полностью отказаться в России от русской лексики в пользу английской!

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная (иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая (или зависимая);
  • активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).

Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 106.

Типы политических культур

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия), для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

Патриархальная или приходская культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

Подданническая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

Активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

В истории преобладают смешанные политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания базовых типов: патриархально-подданическая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии (в качестве примера политологи приводят США и Великобританию). В гражданской культуре будет сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.

Существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культурах. В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:

Дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги;

Отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

Отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;

Сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы;

Доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае;

Фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.

Характерные признаки демократической политической культуры:

Толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;

Склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;

Согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.

Основные понятия: политическая культура, субкультура, социализация; этатизм, патернализм, политический миф, политический символ, толерантность, фрагментарная политическая культура; патриархальная культура, подданническая культура, культура участия, культура гражданственности, тоталитарная культура.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем определяется значение политической культуры в функционировании политической системы общества?

2. Как политическая культура связана с культурой общества?

3. Под воздействием каких факторов формируется политическая культура общества?

4. Почему политическая культура изменяется медленно в отличие от других явлений общественной жизни?

5. Какую роль в функционировании общества играют традиции?

6. Вспомните примеры из истории России, когда традиция отвергала инновацию, а реформы превращались в контрреформы?

7. Чем объясняется наличие политических субкультур в обществе?

8. Объясните основные типологические модели политической культуры.

9. Какие традиционные черты характерны для политической культуры России?

10. Какие факторы оказали существенное влияние на формирование политической культуры в России?

11. В чем проявляется фрагментарный характер современной политической культуры России?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в политологию: словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. 1996.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. 1999.

3. Легойда В.Р. Гражданская религия США: некоторые символы и ритуалы // Полития.1999-2000. № 4.

4. Общая и прикладная политология. Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ: изд-во "Союз". 1997.

5. Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999. № 2.

6. Политология: Учебник для вузов / Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.

7. Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1999. №1.

8. Тавадов Г.Т. Политология: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000.


Close