Вежливость - одно из самых лучших качеств человека. Если у человека нет навыка вежливого общения, то ему будет очень трудно произвести впечатление на людей. Поэтому многие родители учат своего ребенка быть вежливым уже с раннего детства. Многие дети очень быстро осваивают «вежливые уроки», а некоторым это дается тяжело. Как воспитать ребенка вежливым?

Что же такое вежливость?

Быть вежливым ребенка научить очень легко. А, что родители понимают под этим словом? Каждые родители понимают «вежливость» совершенно по- разному. У каждого свое представление о вежливом человеке, каким они и хотят седлать своего ребенка.

Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Некоторые родители считают, что ребенка нужно учить быть вежливым с пеленок, а некоторые про пятилетнего ребенка скажет, что он еще маленький и ничего не поймет. Но, конечно же, больше правы те, кто предлагают начать «уроки вежливости» уже с пеленок, и вот почему. Малыш уже с первого дня своей жизни начинает воспитываться, и все быстро запоминает. Тот путь, который проходят дети от маленького человечка и до человека, который с легкостью сможет общаться с окружающими людьми. И тогда то, как раз закладывается вежливость.

Приветственные слова
У ребенка в словарной речи появляются вежливые слова. Но словарь ребенка может пополняться лишь в том случае, если при ребенке так разговаривают взрослые. Если же такого нет, то вежливости вы от ребенка не скоро дождетесь. Ребенок уже в 2 года может произнести такие слова. Какое же слово он должен сначала узнать? Это слова приветствия «здравствуй». Это,наверное, самое главное слово, которое должен знать ваш ребенок. Научите своего ребенка таким словам как: «извините», «пожалуйста», «до свидания», «спасибо». Это минимум слов, которые должен знать трехлетний ребенок и, конечно же, правильно их употреблять в речи. И постепенно продолжайте расширять лексикон слов. Будет очень хорошо, если 6- летний ребенок знает от 10 до 15 вежливых выражений. Начинайте учить своего ребенка вежливости в возрасте после 3-х лет. Потому что в 3 года ребенок переживает «кризис» и может стать невежливым, но это конечно временно, если его вовремя исправить.

Многим знакомо чувство, когда в общественном месте доставляет неудобство чужой ребенок. Многим, когда, например, в очереди, приходится укрощать свое родное чадо. Тогда же родители задаются вопросом, с какого возраста ребенок должен вести себя как взрослый? И как объяснить малышу, что так вести себя неприлично, невежливо?

Что русскому хорошо…

Под вежливостью обычно понимают учтивость, обходительность, предупредительность. Вежливый человек умеет уважительно и тактично общаться с людьми, готов найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

В разных странах вежливым подчас считает совершенно противоположное поведение. Например, русские при разговоре бросают на собеседника короткий взгляд и тут же отводят его. Англоязычными народами это расценивается как бегающий взгляд, потому что они сами смотрят на собеседника дольше. Еще дольше смотрят арабы. Израильтяне имеют обыкновение подолгу разглядывать в упор любого человека, который возбудил их любопытство. Японцы вообще избегают смотреть в глаза - при любых обстоятельствах.

Быть может не так разительно, но понятие вежливости отличается и в разных семьях. У кого-то принято желать всем домочадцам спокойной ночи, у кого-то под строгим запретом выходить из-за стола до окончания общего обеда. Поэтому, воспитывая в ребенке вежливость, родителям стоит определиться, что именно они вкладывают в это понятие, и чего будут ждать от малыша.

Так как большая часть концепций вежливого поведения ребенка предполагает понимание своих границ и уважение к границам окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку быть включенным в жизнь общества в большей степени и на наиболее комфортных условиях. Чем менее вежлив человек, тем меньше желание людей общаться с ним. Родители, воспитывая ребенка вежливым, воодят его в общество, способствуют его социальной адаптации.

На собственном примере

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Именно личный пример - самый простой и действенный способ воспитать те или иные качества в ребенке. Ни один малыш за неделю не изменит кардинально свое поведение, поэтому вежливость необходимо прививать постепенно, демонстрируя и поощряя ребенка.

Важно вести себя вежливо не только «на людях» или с другими взрослыми. Приучите себя быть вежливым и наедине с ребенком: «Помоги мне, пожалуйста», «Спасибо, что убрал игрушки», «Извини, что не ответила сразу на твой вопрос». Вежливое отношение к ребенку убеждает его в том, что он важен для родителей как личность, заслуживает того же уважения, что и любой другой человек. Деликатное, вежливое обращение имеет магическую силу. Атмосфера в доме будет спокойнее и счастливее, ведь и дети будут более вежливы с вами.

Не все проявления этого сложного качества даются маленькому человеку легко. Например, благодарность, как более сложное чувство, требует большей осознанности и отдельного внимания. Первый вариант, когда ребенок выражает благодарность, как проявление искренних чувств. Так благодарность проявляется, как нечто естественное, когда тебе сделали приятно. С помощью нехитрых размышлений ребенок может понять и следующую логическую цепочку: я говорю «Спасибо», дарителю приятно, что, в свою очередь, может повлечь за собой повторение подарка. При этом варианте ребенок сам понимает, что благодарным быть хорошо не только потому, что так говорит и делает мама, но и потому, что это может быть выгодно.

Второй вариант, который имеет место в реальной жизни - автоматическая благодарность. Даже если нам на день рождения подарили что-то совершенно несуразное, вежливый человек, как минимум, поблагодарит дарителя. Эту модель, когда сказать «Спасибо» нужно даже тогда, когда тебе подарок не понравился, ребенку освоить гораздо сложнее. Но для социализации она так же необходима, как и первая. Поговорите со своим малышом, расскажите, что взрослые не всегда угадывают желания, но, когда выбирают подарок, стараются сделать другому приятно. Объясните, что такое стремление тоже заслуживает похвалы. И еще. Никогда не ругайте ребенка, если он не совладал с эмоциями и не поблагодарил за подарок, который ему не понравился. Даже взрослому подчас сложно совладать с эмоциями.

Какой ребенок придется вам больше по душе?

Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал "до свидания", или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание закинул ваш мяч в лужу?

Вы наверняка скажете, что первый ребенок - воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

Совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым - комфортно находиться с ним рядом.

Итак, вежливость - очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, - из которых выпастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность,

Вежливая семья

Семья для ребенка - это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитанны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением - то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.

Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста", "спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а станет неотъемлемой чертой его личности.

Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.

Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.

Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек - конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.

Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой - грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.

И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап - «ябедничества». Малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается!», «Он не сказал «спасибо!»», «Он ломает чужую машинку!».

И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании - что .

Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее печатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны.

Уроки вежливости

Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.

Поэтому, очень важно знакомить детей с и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.

Знакомить можно в играх-инсценировках, сюжетно-ролевых играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, ах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г.Остера).

«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды

Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).
- Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)
- Приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
-Учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
- Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
- В конце трапезы - обязательно благодарим за еду.

«Обслужи себя сам» или культурно-гигиенические навыки

Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
- После каждой помогайте малышу убрать на место.
- Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

«Милая мамочка» или общение с взрослыми

Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
- Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).
- Учите откликаться на состояние взрослого - заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т.д.
- Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый , мамочка , бабуля .) и вежливыми словами.

«Дружные ребятки» или общение с детьми

Побуждайте кроху проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть и т.д.)
- Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени.
- Приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе - в играх-хороводах, играх-имитациях.

В рамках данной статьи нет возможности обговорить, как нужно вести себя детям в определенных ситуациях, но безусловно, вы и сами знаете эти правила. Мы лишь предложим вам некоторые темы для общения с вашими детьми:

Как вести себя на улице, на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлинике, театре, музее, .
- .
- Как вести себя в детском саду.
- Как вести себя в гостях или принимая гостей.
- Как дарить и принимать подарок.
- Как вести себя при случайной встрече со знакомыми.
- Как общаться с людьми, как разговаривать по телефону.

Все взрослые приходят в восторг от воспитанных и вежливых детей. Они совершают хорошие поступки и не забывают говорить вовремя «волшебные» слова. И каждый родитель мечтает, чтобы его чадо было именно таким и даже чуточку лучше…

Но как научить ребенка общаться с людьми так, чтобы хорошие манеры и вежливость стали для него нормой? Вот несколько простых правил, которые помогут вам справиться с этой задачей.

Личный пример

Дети, как губки, все впитывают в себя! В том числе и ежедневное поведение родителей, их стиль общения и поступки.

В вашей семье принято общаться на повышенных тонах , решать проблемы с помощью крика, а не с помощью просьб и договоров? Тогда есть высокая вероятность того, что и малыш вырастет грубым и невоспитанным. Даже если вы научите его говорить слова вежливости и прочитаете несколько книжек про хорошие манеры, особого результата не будет.

А вот если ребенок растет в атмосфере любви и взаимопонимания , видит, как мама и папа здороваются с соседями, помогают старшим и не забывают говорить слова благодарности дома, не сомневайтесь — он скопирует эту манеру поведения. Малыш со временем поймет, какие и когда произносить вежливые слова, как вести себя со сверстниками и взрослыми, как поступать так, чтобы не навредить другим. А невежливость станет для него непозволительной.

Вежливость как образ жизни

Но заучить нужные слова — не значит стать вежливым . Надо еще и научиться их применять к месту.

Иногда родители сами не могут определиться, зачем их ребенку быть вежливым. Они зубрят со своим чадом «спасибо», «извините», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания», но не могут толком объяснить, в какой ситуации использовать эти слова.

Очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни.

И тогда бывает, случаются курьезы. Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед. А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…

Поэтому очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни! Для этого можно не заучивать правила поведения — достаточно соблюдать их в разных жизненных ситуациях.

Объясните малышу значение фразы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» . Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим.

Навыки вежливого и воспитанного человека:

  • Вежливо просить, благодарить и извиняться.
  • Здороваться и прощаться.
  • Не лезть в чужой разговор без причины.
  • Учитывать просьбы и желания других людей.
  • Соблюдать правила этикета за столом.
  • Быть опрятным и следить за личной гигиеной.
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах. Например, уступать место старшим, не мусорить на улице, не ковыряться в носу, не тыкать пальцем на окружающих и т.д.

Тактичное обучение

Мы часто забываем о том, что даже самый маленький ребенок — это личность. «Куда ты лезешь», «Ты еще маленький», «Все равно не поймешь» «Рано тебе еще» — то и дело слышится из уст родителей. И детишки теряются, не знают, как правильно поступать в той или иной ситуации…

Итак, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос вежливым и порядочным человеком, придерживайтесь некоторых правил :

  • Говорите без криков и грубых слов, особенно при посторонних. Лучше наедине объясните ребенку, почему он был не прав.
    • Не оскорбляйте достоинство ребенка.
  • Интересуйтесь его мнением, состоянием, желаниями.
  • Старайтесь не делать постоянно замечания.
  • Одобряйте хорошее поведение и самостоятельность .
  • Не забывайте хвалить за «волшебные» слова и добрые поступки.

Берем в помощники игры и сказки

Но рассказывая ребенку о правилах поведения на взрослом языке, вы вряд ли добьетесь успеха. Здесь самые лучшие помощники — это игры, сказки и стихотворения.

После прочтения сказки или стиха обсудите с крохой сюжет, поведение положительных и отрицательных героев.

Детские книги в основном учат детишек таким жизненным ценностям, как доброта, дружба, понимание и вежливость. После прочтения сказки или стиха обсудите с крохой сюжет, поведение положительных и отрицательных героев, а также уточните, как бы малыш поступил на их месте.

Также сейчас есть множество замечательных детских изданий на эту тему. Например:

  • «Азбука доброты», «Азбука вежливости», «Азбука дружбы» из серии «Энциклопедия для маленьких вундеркиндов»;
  • «Урок вежливости» Самуила Маршака;
  • «Сказки про Машу и Ойку», «Капризик и Зловредик» Софьи Прокофьевой;
  • «Этикет для девочек и мальчиков» Анастасии Жадан;

Прекрасно помогают разобраться в разных ситуациях и ролевые игры .

Поиграйте с ребенком, как будто вы в транспорте, на детской площадке, в гостях или больнице. Или же придумайте сказочный сюжет с его любимыми мультяшными героями , где будет разыграна каверзная ситуация. А затем вместе обсудите, почему плохо себя вести и быть невежливым — недопустимо.

Не забывайте, что все мы родом из детства и многое зависит от нас, родителей! Благодаря таким простым советам, доброжелательной атмосфере в семье и взаимопониманию ваш малыш обязательно вырастет вежливым и порядочным человеком.

Каждый родитель мечтает, чтобы у него вырос вежливый ребенок. Ведь во взрослой жизни вежливому человеку гораздо проще добиться расположения окружающих, а значит, легче достичь успеха в выбранном деле. И, конечно, все мы понимаем, что уроки вежливости надо усвоить еще в раннем детстве, когда формируется характер будущей личности.
Практически с самого рождения малыш впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. В том числе, манера общения между мамой, папой, бабушкой, дедушкой
становится для него в первые годы жизни эталоном поведения. Первые уроки вежливости малыш получает именно от близких людей. Если в семье принято
с пробуждением желать друг другу доброго утра, благодарить маму за приготовленную пищу, сопровождать свои просьбы словом «пожалуйста» и т.д., то для ребенка будет вполне естественно употреблять вежливые слова, как только он научится говорить.
В первые годы жизни малыш пользуется вежливыми словами еще не вполне осознанно, а лишь подражая взрослым. В три года обычно наступает кризисный период в жизни ребенка, очень часто в это время можно наблюдать агрессивное поведение. Родители в недоумении: куда же подевался их вежливый ребенок, почему он превратился в грубияна и забияку? На самом деле это нормальное явление, малыш исследует границы дозволенного, ему просто нужно помочь эти границы
определить. В этот период на каждую грубую выходку следует реагировать одинаково твердо и неодобрительно, а за вежливые, учтивые поступки
ребенка нужно обязательно хвалить, тем самым вы дадите понять своему малышу, какое поведение наиболее приемлемо, а какое нет.
Иногда у малыша вызывает искреннее недоумение поведение взрослых, когда они, например, здороваются с человеком, о котором вчера довольно
нелестно говорили между собой. Ведь вы же всегда внушали ребенку, что обманывать плохо, а тут желаете здравствовать неприятному для вас
человеку. В подобном случае нужно будет объяснить малышу, что вежливый человек вежлив со всеми вокруг. К тому же человек, о котором шла речь,
вовсе не такой уж и плохой, просто вы обсуждали какую-то определенную черту его характера, которая вам не нравится.
Перешагнув четырехлетний возраст, ребенок уже более осознанно усваивает уроки вежливости. Теперь он не просто пассивный наблюдатель, он становится критиком и судьей. Все поступки окружающих его людей, в частности сверстников в детском саду, он оценивает с точки зрения своего понимания что хорошо, а что плохо. В это время вы можете услышать от него частые жалобы на то, что кто-то из ребят его толкнул и не извинился, или не сказал спасибо за то, что он поделился конфетой, или на что-то еще, что, по мнению ребенка, следует осудить. Не пугайтесь, ваш ребенок вовсе не стал ябедой. Просто он на подобных примерах пытается понять, правильно ли он понял норму поведения среди людей. Если вы подтвердите, что поступок, который он осуждает, действительно некрасивый, то для себя малыш сделает вывод, что ему так поступать не следует. Если же отмахнетесь или пожурите за то, что он ябедничает на товарищей, ребенок будет в растерянности, как себя вести в подобной ситуации. К пяти-шести годам обычно ребенок уже усваивает основы поведения. Именно в этом возрасте, при правильном воспитании, в нем проявляются черты вежливого человека, которые заметны окружающим и приятны родителям. Однажды в общественном транспорте довелось наблюдать такую картину.
Усталая мама ехала с мальчиком лет пяти-шести. Когда они стали выходить, малыш вышел первым и подал маме руку, мама, приняв его помощь, сказала:
«Спасибо, сынок». Все пассажиры с умилением смотрели вслед этой парочке. Видно было, что в этой семье – норма проявлять заботу друг о друге и пользоваться вежливыми словами. Но не огорчайтесь, если ваш ребенок иногда забывает какое-нибудь правило вежливости, просто тактично, ненавязчиво напомните ему об этом. Ребенок должен понимать, что вежливость проявляется не только в словах, но и в поступках. И тут тоже необходим личный пример и подсказка родителей. Например, папа может вполголоса сказать ребенку: «Маме нужно отдохнуть. Пусть она немного поспит, а мы с тобой не будем шуметь, тихонько поиграем во что-нибудь». Если попробовать вывести формулу воспитания вежливого ребенка, получится примерно следующее: личный пример + постоянные упражнения + подсказка норм поведения + поощрение за хорошие поступки + единство всех членов семьи в вопросах воспитания.


Close