Три богатыря традиционно ассоциируются со сказками и легендами. Мало кто знает, что прототипами этих полумифических персонажей были вполне реальные, живые люди.

Илья Муромец

Илюша - старший и самый любимый из троих богатырей. С ним связаны славные ратные подвиги и настоящие чудеса. Удивительно уже то, что после 30 лет сидения на печи этот диво-молодец, одаренный недюжинной силой, превратился в легендарного защитника Отечества.

Прототипом Ильи Муромца был Илия Печерский . Сейчас мощи этого святого сподвижника хранятся в Киево —Печерской лавре. Там же содержится документ с упоминанием богатыря по прозвищу «Чоботок » (в переводе с украинского - «Сапожок»). Именно так стали звать Муромца после того, как он умудрился положить несметное число врагов одним своим сапогом. Другого оружия на тот момент под рукой не оказалось.

Подтверждение того, что с Ильи Печерского и был «списан» образ славного русского богатыря, можно найти в книге «Тератургима » (1638). В ней лаврский монах Афанасий Кальнофойский указывает, что в Святой Лавре нашел свое последнее пристанище Илия , до принятия пострига бывший прославленным витязем и защитником земли русской.

В 1988 году останки Илии Печерского обследовала комиссия Минздрава. Было установлено, что при жизни он действительно имел богатырский для Древней Руси рост (177 см), долгое время был прикован к постели из-за заболевания позвоночника, а затем состоял на службе в княжеской дружине. О последнем факте свидетельствовали сросшиеся переломы и другие следы множества боевых ранений.

Добрыня Никитич

В былинах Добрыня изображается добросердечным человеком с творческой жилкой. Он всегда стремится защитить сирых и убогих. К тому же играет на гуслях, хорошо поет, а при возможности и балуется азартными играми. Все эти качества наводят на мысль, что богатырь мог принадлежать к знати.

Филологи Киреевский и Хорошев считают, что образ этого былинного витязя был «списан» с дяди Владимира Святославовича, которого звали Добрыней Малковичем . Родственник киевского князя родился в селе Низкиничи , откуда и произошло прозвище «Низкинич », а затем и «Никитич».

Повесть временных лет и Иоакимовская летопись содержат сведения о том, Добрыня Никитич сыграл большую роль в судьбе Руси. По его инициативе был призван княжить Владимир. Позднее с его же помощью производилось крещение новгородцев , закончившееся сожжением домов язычников и большим пожаром.

Алёша Попович

Алёша - младший из героев - не обладал колоссальной физической силой, но был смекалист, хвастлив и охоч до женского пола. Прототипом этого героя считается боярин из Ростова, некто Александр Попович. В Никоновской летописи упоминается, что он погиб в бою на речке Калке в 1223 году, а до этого прославился подвигами, совершенными во время Липецкой битвы.

Согласно другой версии, Алёша появился в былинах благодаря реально существовавшему боярину Ольбергу Ратиборовичу . Тот был дружинником и соратником Владимира Мономаха . В 1095 году этот человек вел переговоры с половецким ханом Итларем , но миссию свою не завершил, поскольку был коварно застрелен через дыру в крыше.

Исследователи образа богатыря (Борис Рыбаков, Анатолий Членов) считают, что хан Итларь как раз и является прообразом Идолища поганого, с которым сразился былинный Алёша Попович. Языческое имя «Ольберг » трансформировалось с православное «Олеша », а затем и «Алёша». Так и появился третий русский богатырь, которого сейчас можно увидеть на известной картине Васнецова .

Илья Муромец - хрестоматийный персонаж древнерусской культуры. Его считают свои героем и российские, и украинские, и беларуские исследователи. С его именем связано множество сказаний: по крайней мере в 14 сюжетах он упоминается как реально действующий персонаж. А вот кто является прототипом Ильи Муромца - былинного богатыря и защитника Руси? Попробуем разобраться.

Происхождение богатыря

По легенде, первые 33 года своей жизни Илья Муромец был инвалидом - не вставал с печи и был огромной обузой для своих родителей. После визита таинственных «калик перехожих» Илья стал на ноги и «силою налился», то есть стал богатырем. Этот сюжет повторяется в вариациях в различных сказаниях и имеет лишь небольшие изменения у разных народов.

Такой многогранный герой, чья реальность была доказана достоверными сведениями, не мог не иметь реального прототипа. Илью Муромца искали во всех городах и населенных пунктах Киевской Руси, но реальных свидетельств о месте его рождения практически не осталось. С определенной долей достоверности можно лишь указать место захоронения былинного богатыря: Киево-Печерской Лавры. Там прототип Ильи Муромца покоится под именем святого Ильи вместе с 69 другими святыми угодниками. Именно эти останки и стали объектом исследования историков.

Тот или не тот?

Исследователи провели сопоставление останков святого Ильи со сведениями, изложенными в эпосе об Илье Муромце. Прототип реальный должен иметь те же физические характеристики, что и былинный богатырь. Это частично подтверждается обследованием: Илья имел высокий для того времени рост - 177 см. В те времена высокие мужчины едва дотягивали до 165 см. Кости святого имели развитые бугристости на месте мышц - это дополнительно свидетельствует об отлично развитой физической системе.

Кроме этого, останки святого должны демонстрировать признаки болезни, которой страдал Муромец на протяжении первого этапа своей жизни.

Болезнь суставов

Как говорилось выше, в первой части своей жизни Илья был инвалидом. Лишь после исцеления на 33 году жизни к Илье вернулась сила, и он стал дружинником князя Киевского.

Рентгенологическое исследование подтвердило, что прототип Ильи Муромца, былинного богатыря, мощи которого хранятся в лавре, действительно страдал спондилоартрозом, который в прогрессирующей стадии может затруднить движения больного. Это заболевание характеризуется утратой подвижности позвонков поясничного и шейного отдела и может привести к полному обездвижеванию человека.

Чудесное исцеление

Одним из самых эффективных методов лечения спондилоартроза является массаж. Хороший мануальный терапевт может действительно восстановить двигательные функции больного при помощи массажа и вправления позвонков. Так что таинственные «калики перехожие» могли действительно поспособствовать восстановлению здоровья прототипа Ильи Муромца.

Богатырь и святой

Интересно сопоставление былинного Ильи c Ильей-святым угодником. Для начала пройдемся по заслугам святого. Как ни странно, канонического жития преподобного Ильи нет - видно, не так уж много времени посвятил он делам духовным. О нем могут рассказать немного: что после славной воинской карьеры Илья принял постриг и окончил свои дни иноком Феодосиевого монастыря.

Куда больше внимания уделяется мирской жизни богатыря. По разным источникам, местом его рождения был не современный Муром и его окрестности, а небольшой городок в Черниговской области. Тогда объясняется достаточно быстрый путь Ильи из родного поселка в стольных град - по разным источникам дорога занимала три-четыре дня.

В сказаниях много говорится о военных подвигах богатыря. Это и расчистка торговых путей в Киев, и победа над Соловьем-разбойником. Достаточно вольное изложение всех сражений с участием Муромца и его товарищей было не так давно изложено в мультфильме студии «Мельница».

Последние годы богатыря

Слава Ильи Муромца распространилась далеко за пределы Руси. Его имя, например, встречается в германских сказаниях. А вот конец его жизни в легендах практически не отражен. Считается, что прототип Ильи Муромца закончил свою военную карьеру еще до 50 лет - по тем меркам, он был уже седым старцем. Вполне возможно, что постриг богатырь принял во времена игуменства преподобного Поликарпа.

Судя по уцелевшим записям, в монахах Илья ходил недолго. Вероятная гибель постигла старца в 1204 году, когда монастырь, в котором он обитал, подвергся атаке половцев.

Идентификация

Первые научные попытки идентифицировать мощи преподобного Ильи относятся к XIX веку, хотя до этого периода тождественность мощей преподобного Ильи и былинного богатыря не подвергалась сомнению. К примеру, паломник Леонтий, живший в XVIII веке, при посещении Лавры не сомневается в том, что видел усыпальницу Ильи Муромца, причем и он обратил внимание на гибель богатыря от раны в области сердца. В советские времена на мнение паломников внимание обращали мало: коммунистическая идеология стремилась сделать из православного героя простого русского богатыря, изымая из летописей целые пласты сказаний о божественном даре Ильи. Так, нигде в советских энциклопедиях не упоминается, что те самые калики в христианстве отождествлялись с апостолами, а своей необычной силой и мудростью Илья был обязан Богу.

Позиция церкви

Церковь никогда не препятствовала изучению мощей былинного богатыря. С точки зрения православия любое чудо — даже чудо исцеления - должно быть подтверждено материальными доказательствами: от подтверждения фактов чудо не перестанет быть чудом. Особое значение придается тому, что пальцы Ильи были сложены в молитвенном положении так, как это сейчас предписывает Церковь - три пальца вместе, а два подогнуты к ладоням. Это дополнительно указывает на преемственность современных церковных обрядов, которые ведут свое происхождение от православных традиций древней Руси.

Серьезная работа по идентификации останков преп. Ильи была проведена в 1988 году: межведомственная экспертиза провела серьезный криминалистический анализ монастырских останков. Для получения достоверных данных использовалась самая современная на тот момент методика и аппаратура. Результаты поражали воображение. Возраст усопшего был определен с точностью до пяти лет, подтверждены врожденные дефекты костей и позвоночника. Гибель богатыря датируется 11-12 веками.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что все заключения, сделанные в процессе исследования останков преподобного Ильи, полностью ложатся в канву были о древнем богатыре. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что преп. Илья и является прототипом Ильи Муромца - все рассказы о его чудесном исцелении вполне подтверждаются научными фактами, так что вопрос о том, кто является прототипом Ильи Муромца, былинного богатыря, можно считать закрытым.

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

С детства он был парализован: "сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему "калики перехожие" — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и "смерть ему в бою не писана". После этого молодец получил "силу великую". В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. "Илья из Мурома" говорил, что ему "не надо ни серебра, ни золота", что для него одна награда — "Руси служить, от врагов ее оборонять". Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему "к обеденке поспеть в стольный Киев-град".

О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на "соколе-корабле" — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. "Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы", — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).

Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, "подвизался" в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.

Как повествует житие святого Илии, он "скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони". Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.

"Синаксарь" (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что "святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием". Поступив на военную службу, он стал "одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя".

В "Синаксаре" также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там "святую жизнь затворника" и "преставился в мире". Его чудотворные мощи "пребывают нетленными" в Ближних пещерах лавры.

Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что "это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания".

"Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах", — сказал РИА Новости Кириллин.

В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в "Повести временных лет", как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и "событиям государственного значения", тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. "В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить", — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются "довольно поздней записью": их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

"С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция", — рассказывает Кириллин.

Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего "благочестивая, душеполезная история", "наставительный текст". В житии, однако, может присутствовать какая-то "реконструкция" событий, не подтверждаемая фактами, или определенная "редактура", "народное творчество", внесенное в историческую канву. А история "сама по себе идет".

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.

Экспертиза останков

Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.

Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.

Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце.

Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

© Фото предоставлено Муромской епархией Русской православной церкви

Почитание в войсках и в народе

За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это "не присвоение награды, а констатация факта", когда Церковь "свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью".

"Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий. — Но заметьте: это все практика недавнего времени. А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием. И в отношении Ильи Муромца нет никакого "знака качества". С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие".

В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в его честь были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (здесь же действует православный военно-патриотический клуб "Илия Муромец"). А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой "Прохоровки" — третьего ратного поля России.

На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, "не зарастает народная тропа". Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи.

Несмотря на то что по представлениям большинства людей Илья муромец является исключительно сказочно былинным персонажем — на самом деле это может быть совсем не так. Людям, заинтересовавшимся его историей известно, что у этого персонажа возможно есть вполне реальный прототип, известный не только на просторах старой Руси.

Немного цифр

После некоторых расследований выяснилось что самого Илью Муромца впервые упоминают приблизительно в 1570 годах. Староста одного из старинных городов в своем письме писал о нем, как о человеке, защитнике земель Руси. По мнению старца, очень не хватало таких богатырей старой России в то сложное и тяжелое время.

Следы в европейском эпосе

У европейских народов также то тут, то там мелькают сведения и рассказы, в которых задействованы похожие персонажи из России. Историки часто приходят к выводу что эти рассказы сложены на реальных фактах, что означает что человек прототип Ильи Муромца был реален. О его личности было упомянуто польскими людьми, путешественником из Австралии и в эпосе древних германцев.

О монашестве

Также упоминания об Илье муромце встречаются среди изданий одного из живущих в давнее время монахов. В его книгах Илья муромец описан как святой. Именно благодаря своему желанию безвозмездно и от всей души помогать Российской земле его и причислили к этому образу.

Илья муромец своей жизни также прибегал к монашескому существованию. Известно что Илья подался в монахи уже на заре своей жизни. Его монашеская жизнь началась после завершения им его образа жизни как богатыря спасителя. Но у церковных историков в работах Илья муромец никому не встречался кроме одного монаха упомянувшего его в своих изданиях.

Причина почему у церковных историков позже Илья муромец не встречался

Среди церковных историков почти никто не упоминает Илью муромца по той причине, что все свои подвиги он совершил, еще будучи в миру. Монашеская же его жизнь прошла тихо спокойно и незаметно. В советское время, когда религия не приветствовалась. Подвиги Ильи Муромца подавались без всякой связи с церковью и религией и корни его личности в этой сфере искать даже не пытались.

Новые исследования

Однако в 1988 году были проведены тщательные исследования, которые смогли подтвердить, что скорее всего, Илья Муромец был в Киево-Печерской лавре. А также были найдены доказательства что монах из этого монастыря является одной и той же личностью что и Илья Муромец.

Мощи, находящиеся в этом монастыре, принадлежат примерно тому же времени, когда предположительно жил Иль Муромец. Они очень подходят этому персонажу по возрасту и есть немало совпадений которые говорят о том, что это останки именно этого героя.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод что герой прототип Ильи муромца, скорее всего, был реальным человеком которых жил в определенный период истории. Тот факт что многие люди, изучающие фольклор, приходят к мнению что образ Ильи муромца это фигура собирательная на сегодняшний день подвергается большим сомнениям.

П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.


Close