На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограм :

  • - информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);
  • - ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности);
  • - конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала);
  • - методические профессиограммы (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы);
  • - диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров);

А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограм .

Комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

Аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. Анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Гарберу), где выделяются: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника, психические состояния.

«Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента; 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом.

Выводы по разделу

Подводя итоги по данному разделу можно сказать, что:

  • 1) Должностная инструкция является основным организационно - правовым документом организации;
  • 2) Содержа,ием должностной инструкции является трудовая функция работника и квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на занятие той или иной должности;
  • 3) Должностная инструкция является средством защиты прав, как работника, так и работодателя при возникновении трудовых споров;
  • 4) Разрабатывать должностные инструкции и утверждать их работодателем следует по всем вакантным должностям, имеющимся в штатном расписании организации.
  • 5) Необходимо согласовать должностную инструкцию с юрисконсультантом.
  • 6) Определить насколько кандидат на замещении вакантной должности способен выполнять предъявляемые функции позволяет профессиограмма.
  • 7) Профессиограмма является «описательно-технологической характеристикой различных видов профессиональной деятельности».
  • 8) Аналитическая профессиограмма является наиболее актуальной, для разработки должностной инструкции специалиста, определяющая все требования, предъявляемые сотруднику.

Таким образом, можем сделать заключение, что должностная инструкция является обязательным документом, разрешающая одну из проблем эффективного управления организацией. Качественно подойти к проблеме разработки должностной инструкции позволяет профессиограмма.




Цели труда 1.Оценивать. Проверять. 2. Исследовать что-либо, делать открытия. 3. Перевозить что-либо. 4. Изготовлять какие-либо предметы. 5. Учить, консультировать, воспитывать. 6. Творить, создавать новое. 7. Руководить людьми. 8. Обслуживать кого-либо или что-либо. 9. Постоянно работать над собой, « быть в форме».








Задание Каждому из вас предстоит из предложенных карточек выбрать 2-3 наиболее привлекательных пункта. Прослушать профессиограммы професий. В результате выбора наиболее предпочитаемых целей, предмета, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора.


WEB - дизайнер Содержание труда: работа на предприятиях и в организациях, агенствах, фирмах компьютерного дизайна по оформлению сайтов, созданию идеи и разработке макета сервера, обеспечению наилучшего восприятия документов на экране монитора, цветовой палитры, работа с узлом Internet.


Профессионально важные качества Высокий уровень развития памяти. Высокий уровень развития образного мышления. Высокий уровень развития логического и аналитического мышления. Креативность. Внимательность. Терпеливость. Усидчивость. Развитый эстетический и художественный вкус.




Бухгалтер Содержание труда: осуществляет бухгалтерский учёт, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях различного типа; проверяет достоверность полученной финансовой информации, контролирует соблюдение законности при распределении денежных средств.




Дизайнер Содержание труда: эстетизация, гармонизация, упорядочение предметного окружения человека; сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах; разработка проектно- компоновочных схем, эскизов, форм, рабочих чертежей, отработка изделий на образцах.






Маркетолог Содержание труда: изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путём наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает изменения налоговой, ценовой, таможенной политики государства.




Налоговый инспектор Содержание труда: осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, поступлением в бюджет налоговых и других платежей, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчёты, сметы, анализирует результаты проверок, применяет финансовые санкции к нарушителям.






Программист Содержание труда: разрабатывает программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и других задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, производит отладку разработанных программ.



Расскажем, что такое профессиограмма и для чего она нужна, дадим инструкцию, как ее составить и приведем образец профессиограммы HR-менеджера.

Из этой статьи вы узнаете:

Полезный документ:

Что такое профессиограмма

Понятие профессиограммы достаточно широко. Это описание профессии и качеств, необходимых работнику. На практике содержание понятия профессиограмма конкретизируется до двух базовых составляющих:

  1. Описание содержания работы по профессии: функции, задачи, операции.
  2. Требования к работнику: профессиональные и психологические качества.

Профессиограмма имеет разные формы: текстовый документ, инфографика, презентация, видео. Это связано с тем, что исходное назначение профессиограммы - профориентация молодежи.

Чем отличается профессиограмма от должностной инструкции

У этих на первый взгляд одинаковых документов есть два принципиальных отличия:

  1. В должностной инструкции обязательно есть пункт о правах и обязанностях работника. В профессиограмме такого пункта нет.
  2. В профессиограмме гораздо шире список требований к работнику данной профессии и условиям труда. В должностной инструкции - это список адаптируется под конкретную должность.

Разработка профессиограммы - длительная и дорогостоящая процедура. Как правило, их составляют на крупных промышленных предприятиях для унификации процесса отбора рабочих массовых специальностей. Например, рабочий-сборщик главного конвейера автозавода.

Зачем нужна профессиограмма HR-у

В работе HR-а профессиограмма регулирует процесс поиска и отбора кандидатов на вакансию. Например, профессиограмма продавца и профессиограмма продавца-консультанта дифференцирует процесс отбора кандидатов на близкие по функционалу вакансии.

Существует также особые типы профессиограмм, которые используют для конкретных целей:

  • информационная служит для профориентации тех, кто выбирает профессию. Это - лаконичная и компактная профессиограмма.
  • диагностическая служит для выявления причин неполадок, аварии или снижения производительности труда. Такую профессиограмму составляют на основе реальных производственных процессов. Это очень подробная профессиограмма.
  • методическая помогает найти способы повышения профессионального мастерства работника. Она также составляется на основе описания реальных процессов.

Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция

Составление профессиограммы - обязанность менеджера по работе с персоналом. Мы подготовили пошаговую инструкцию и пример составления профессиограммы:

Шаг 1. Составьте общую характеристику профессии. Укажите ее официальное название по номенклатуре. Укажите необходимый уровень образования.

Шаг 2. Опишите трудовой процесс: задачи и операции. Перечислите основные функции работника этой профессии.

Шаг 3. Перечислите требования, которые профессия предъявляет к работнику: знания и умения, психофизиологические особенности.

Шаг 4. Дайте психологическую характеристику труда: привлекательные и непривлекательные стороны.

Шаг 5 . Организуйте собранную информацию согласно образцу, как составить профессиограмму, приведенному ниже.

Должностная инструкция менеджера по персоналу

В данном разделе приведены конкретные примеры различных видов профгесиограмм. В подразделе 2.3.1. даются краткие. профессиограммы, составленные для заводского информационного стенда с целью проведения профагитационной работы. В подразделе 2.3.2. помещены краткие профессиограммы, являющиеся основой для определения требований профессии к работнику, выявления профессионально важных качеств. В подразделе 2.3.3. дан пример развернутом профессиограммы, используемой при профотборе и определении профпригодности.

2.3.1. Профессиограммы, предназначенные для заводского информационного стенда

СБОРШИК МИКРОСХЕМ

Сборщик микросхем собирает изделия полупроводниковой техники. Готовые приборы обычно имеют очень небольшие размеры. Например, ъ спичечном коробке можно разместить несколько десят­ков микросхем. А детали, из которых они собираются, естественно, во много раз меньше, поэтому большинство сборочных операций выполняется с помощью мощных микроскопов.

Основныморудием труда сборщика микросхем является специаль­ный сварочный аппарат. С его помощью выполняется сложная и тонкая операция - приварки очень тонких выводов. Сборщик берет пинцетом микросхему из упаковки (пластмассовая коробочка) и кладет на предметный столик. Затем, наблюдая в микроскоп, он наводит сварочную иглу с заправленной проволокой на контактную площадку. Игла находится на довольно значительном расстоянии от контактной площадки, нависая над ней. "Прицелившись", сборщик нажимает на педаль пуска сварочного аппарата, игла опускается на контактную площадку и происходит приваривание выводов. Точ­ность попадания иглы должна быть очень высокой, так как размеры контактной площадки весьма незначительны. Закончив приварку выводов на одном приборе, сборщик кладет изделие в специальную

Коробочку, которая защищает его от попадания пыли, влаги, ца­рапин и других повреждений.

В течение смены этот цикл повторяется многократно, что приводит к некоторой монотонности в работе. Поэтому с ней успешно справ­ляются люди усидчивые, настойчивые и спокойные.

Рабочий день сборщиков микросхем начинается с подготовки рабо­чего места, которое они протирают белыми салфетками, так как производство требует особой чистоты. Работают они в белых халатах и шапочках. На каждом рабочем месте, кроме общего освещения, имеется отдельный светильник. В цех подается очищенный от пыли воздух определенной температуры и влажности. Работают сборщики сидя.

Каждый год работникам предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 дня. „

ОПЛАТА ТРУДА

Ученики по специальности "Сборщик микросхем" получают 90 рублей в месяц. После присвоения разряда заработная плата зависит от количества сделанной работы (выработки). Поэтому раз­мер оплаты труда сборщиков колеблется от 100 до 300 рублей. Чем опытнее сборщик (а это зависит, как правило, от стажа работы по специальности), тем больше он зарабатывает. Распределяет зарпла­ту Совет бригады (если сборщик является членом последней). Но возможна также индивидуальная работа. Тогда размер зарплаты зависит от количества и качества сделанной конкретным сборщиком продукции.


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКУ

Сборщику приходится иметь дело с мелкими деталями. Это требует от работника внимательности, аккуратности, усидчивости, точных движений, терпения. Эти качества в большей степени присущи женщинам. Поэтому сборщикам микросхем в основном работают женщины.

Важное место в работе сборщиков занимает контроль качества как поступающих деталей, так и своей работы. Чтобы осуществлять кон­трольные функции, сборщик должен иметь развитое внимание, вы­сокую скорость зрительного восприятия. Кроме того, он должен обладать хорошей памятью, так как ему необходимо помнить требо­вания "Технических условий", предъявляемые к качеству изделий.


Лучшей формой обучения специальности "Сборщик микросхем" является обучение на рабочем месте в условиях производства. Оно длится 5 месяцев. После этого ученик сдает экзамен и ему присваивают второй разряд. Однако для получения полноценных навыков по данной специальности ему необходимо проработать еще приблизительно год. Только тогда приобретается мастерство. Макисмальный квалификационный разряд сборщика микросхем -

Если профессия Вам понравится, то имеет смысл продолжить обра­зование в техникуме или в институте, и таким образом повысить свою квалификацию.

ОПЕРАТОР ПРЕЦИЗИОННОЙ ФОТОЛИТОГРАФИИ

Основой микросхемы некоторых полупроводниковых приборов служит пластина (подложка) площадью 1-2 кв. миллиметра или более, на которой нанесен "рисунок" нужных размеров и конфигу­раций. Этот рисунок создается с помощью одного из основных про­цессов в производстве пролупроводниковых приборов - фотолитографии. В целом этот процесс напоминает фотопечать, но сложность и точность фотолитографии неизмеримо выше. Она и называется прецизионной, т.е. сверхточной. От точности работы оператора прецизионной фотолитографии зависит формирование всей микросхемы.

Кратко суть фотолитографии состоит в следующем: через фотошаб­лон (его можно сравнить с кадром фотопленки) на поверхность под­ложки, покрытую сверхчувствительным слоем, наносится сложный рисунок, который затем определяет области расположения отдель­ных деталей электросхемы. На одну и ту же пластину последователь­но наносится сложный рисунок, который затем определяет области расположения отдельных деталей электросхемы. На одну и ту же пластину последовательно наносится несколько рисунков. При этом недопустимо даже самое незначительное их смещение относительно друг друга.

После входного контроля, когда поступающие пластины прос­матриваются под микроскопом, оператор приступает к нанесению фоточувствительного слоя. Под воздействием света, падающего на отдельные участки фоточувствительного слоя, они изменяют свои физико-химические свойства, и на пластине образуется рисунок определенной конфигурации.

Для того, чтобы свет попал на строго определенные участк

пластины, оператор должен совместить фотошаблон с пластиной

После того, как оператор добился полного совмещения рисунка, о

нажимает на кнопку контакта и производит экспонирование - за

свечивание пластины. Совмещение и экспонирование - самы

ответственные операции в процессе фотолитографии. Следующие з;

ними операции - проявление, задубливание, травление, снятие i

отмывка остатков фоточувствительного слоя - механизированы. I

установках обрабатывается сразу партия пластин, и работа операто)

ра ограничивается управлением технологическими процессами n

показаниям приборов в соответствии с заданным режимом.

Оператор прецизионной фотолитографии работает в условия^ стабильного микроклимата, тщательной изоляции от условий внеш-)| ней среды. На участках, где изготавливается особо важная проч дукция, фотолитографией занимаются в "чистых комнатах" -I изолированных внутри цеха помещениях, где требования электрон­но-вакуумной гигиены выполняются еще тщательнее. Работают в белых халатах и шапочках. Операторы прецизионной фотолитог-i рафии работают в две смены по 8 часов. Продолжительность их отпуска - от 24 до 27 рабочих дней.

ОПЛАТА ТРУДА Если Вы начнете работать без образования, то Вас будут обучать фотолитографии на рабочем Месте. В период обучения Вам будут платить 90 рублей. После обучения Вы сдадите экзамен на разряд и Ваша зарплата будет зависеть от количества и качества Вашего тру­да. На нашем заводе операторы прецизионной фотолитографии j объединились в бригады, поэтому Совет бригады, при участии мае- \ тера распределяет заработную плату между рабочими - членами ] бригады.

Как правило, в течение 2-х лет после получения разряда операторы ] фотолитографии получают от 150 до 200 рублей. При большом стаже ] работы зарплата возрастает и в среднем составляет 240 рублей (со всеми доплатами).

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К РАБОТНИКУ

Пластины (подложки), с которыми работают операторы, сделаны из очень хрупкого материала. Поэтому от работника требуется ак­куратность и осторожность в обращении с подложками.

Почти на каждой операции прецизионной фотолитографии производится контроль изделий. На операциях контроля оператору необходимы высокая устойчивость внимания, хорошая зрительная память (он должен помнить все виды брака), отличное зрение, хоро-


шая способность к различению цветов и координация движений. Труд операторов прецизионной фотолитографии физически не тя­желый, но требует постоянного напряжения внимания, строгого соб­людения инструкций и правил, ответственного отношения к делу. Поэтому для рабочих важно такое качество, как эмоциональная yi i ойчивость. Хорошо справляются с этой работой уравновешенные, спокойные люди. Очень важны развитый глазомер, наблюдатель­ность. Следует отметить, что сама работа способствует формированию и развитию этих качеств.

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Получить специальность оператора прецизионной фотолитог­рафии можно в ПТУ или на предприятии. Но приобрести надежные навыки практической деятельности можно лишь в процессе работы на предприятии. И если Вы решите выбрать обучение на рабочем месте, то в течение 6 месяцев получите не только теоретические Знания, но и овладеете основами мастерства. После обучения Вам присвоят второй разряд, если Вы сдадите экзамен. А в течение 2-3 лет при добросовестной работе можно достигнуть максимального разряда - пятого. Но и это не предел повышения квалификации. Вы можете поступать в техникум или институт и продолжить образо­вание.

2.8 Понятие о профессиограмме.

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

Первая из них - большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов - как психологов, так и экспертов по данной профессии.

Вторая причина - огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии, в результате чего возникает необходимость создания целого ряда профессиограмм для многих профессий. Выше мы уже приводили пример, что профессиограмма водителя-дальнобойщика и водителя-таксиста будут существенно отличаться по требованиям к показателям их внимания. Существенные различия будут также по отношению к их коммуникативным качествам, скорости реакции, темпераменту и пр. То же самое можно сказать о профессии «менеджер», «врач» и т. д. Получается, что профессиограмм должно быть несколько тысяч, а при больших трудозатратах на их создание это становится нерентабельным.

Ранее, в СССР усилия по созданию профессиограмм координировало и финансировало Министерство труда , ныне же профессиограммы, как правило, создаются или в рамках региональных Центров профориентации или менеджерами по персоналу крупных предприятий. Дело в том, что при проведении профессионального отбора на важные позиции без профессиограммы просто не обойтись. Для того, чтобы из нескольких кандидатов на принять на должность лучшего из них, нужно четко понимать, какие качества предъявляет данная специальность и данное рабочее место к работнику. Поэтому даже схематичная профессиограмма лучше, чем никакая. Другой вопрос, что менеджеру по персоналу приходится регулярно совершенствовать банк профессиограмм и вносить в него необходимые коррективы, пока он не определит важнейшие требования профессии к человеку, который ей занимается.

На примере профессии бухгалтера дадим примерную схему профессиограммы, которую может создать сотрудник кадровой службы для эффективного отбора и обучения персонала (Табл. 2.6).

Компоненты

профессиограммы

1. Содержание труда:

Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.

2. Профессионально важные качества работника

2.1 Психофизиологические параметры:

Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.

2.2 Личностные качества:

Интраверсия, организованность, добросовестность, с ерьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.

2.3 Интеллектуальные качества

Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям

3. Знания, умения, навыки

Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).

4. Условия работы

В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.

5. Медицинские противопоказания:

Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).

6.Требования к профессиональной подготовке

Требования к предварительной профессиональной подготовке:

хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: ф инансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.

7.Занимаемый сегмент на рынке труда

7.1 Родственные профессии

Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.

7.2 Диапазон должностей

Бухгалтер - руководитель подразделения - главный бухгалтер

7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.

7.4 Востребованность профессии на рынке труда

Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.


Close