1) Но не вечно ни юность, ни лето.

2) Солнце уже села, когда мы вернулись:

3) Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд.

4) Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись.

5) Гринев видит, как Пугачев садился в карету.

12. Исправьте ошибки в простом двусоставном предложении. Распределите ошибки по нарушениям выражения членов предложения.

1) Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца.

2) Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасности.

3) Все были счастливые.

4) Я с мамой остались дома.

5) В комнату проникли сноп лучей солнца.

7) Справа висят светильник и мой портрет из садика.

8) Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг.

9) Я пишу письма и учу уроки на столе.

13. Найдите речевые ошибки и исправьте слова, употребленные в несвойственном им значении:

1) Это слово не имеет в русском языке прототипа.

2) Люди, которые повязли в лени, много теряют.

3) Наши чиновники подлизываются к мэру.

4) Эти примеры обличают поэта как романтика.

5) Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика.

6) Лень – это монстр современной молодежи.

7) С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

8) Эти дети были обделены от радости.

9) Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

10) Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

11) Низкий поклон перед теми, кто воевал.

12) Над ним разыграли шутку.

13) Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

14) Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

14. Исправьте смешение паронимов:

1) Книга дает гормональное воспитание человеку.

2) Она всегда была человеком замкнутым, скрытым.

3) Кристаллическая честность.

4) Он не хотел лечиться от алкоголя.

5) К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

15. Исправьте плеоназмы:

Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

16. Исправьте тавтологию:

Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод…

17. Исправьте нарушения привычной лексической сочетаемости слов:

1) Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.

2) Его речь насыщена обилием книжных слов.

4) У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение.

5) Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде.

6) Сын бессовестно обращается с матерью.

7) Ветеран лишь хотел большего количества понимания.

8) Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

18. Исправьте стилистические ошибки:

1) Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

2) Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

3) Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.

4) Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

6) Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

19. Исправьте синтаксические ошибки:

2) По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

3) С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

4) Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

5) Те, кто любят литературу, знают это имя.

6) Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

7) Д. Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

8) Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

9) В подтверждение этому приведу такой эпизод.

10) Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

11) Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

12) За подвиг ученого он был удостоен орденом.

13) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

14) Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

15) Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

16) Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

17) Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

19) Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

20) Не став развивать талант, его можно загубить.

20. Исправьте этические ошибки:

1) Этот текст меня бесит.

3) Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

4) Нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

5) Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

6) Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

7) Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

8) Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

9) Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев…. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

10) Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной.

21. Исправьте фактологические ошибки:

1) В романе А.Н. Толстого «Война и мир» …

3) Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

4) Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!

22. Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

1) Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

2) Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

3) Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

4) Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

5) Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

6) В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

7) Этот человек был дворянином от мозга до костей.

8) Это главная проблема, заложенная в тексте.

10) Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

11) Шахматы развивают воительность и память.

14) Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

15) Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

16) Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

17) Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

18) Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

До начала депортации в Чечне и Ингушетии находились более 100 тысяч солдат НКВД с боевой техникой, самолетами и автотранспортом. Вместе с ними были и 19 тысяч работников спецподразделений НКГБ.

Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет.

«Один из жителей Шатоевского района вспоминал, что перед выселением был базарный день и на рынок он пошел продавать бычка. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказывали», — рассказывает Муса Ибрагимов.

Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней

Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми.

«Я очень хорошо помню те ужасные дни. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца.

Один из конвоиров отобрал куртку у матери — мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны»,

— вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова.

С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Согласно докладу НКВД, на 9 июля 1944 года переселили свыше 469 тысяч жителей Чечни и Ингушетии. Также, по официальным данным,

в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы.

«В пути солдаты действовали строго по приказу. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути», — рассказывает «Газете.Ru» Муса Ибрагимов.

Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все.

Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.

«У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», — вспоминает события 73-летней давности Совдат Н.

В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.

«Последние слова, сказанные мне матерью в этом поезде смерти, были: «Совдат, бедная моя, что же ты будешь делать в этой жизни одна? Как больно, что ты осиротела»,

— рассказывает 90-летняя женщина.

Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было.

Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов.

«Перевозить тела погибших не разрешалось. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близких — это тяжкое воспоминание на всю жизнь», — говорит историк Муса Ибрагимов.

Семья нашего эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.

«Мать до конца жизни страдала, не помнила, почему он умер: от холода или она его во время сна могла как-то придушить телом. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал:

«Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним». И так они везли труп моего брата две недели»,

— рассказывает профессор Ибрагимов.

Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.

За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты.

«Он пытался объяснить конвоирам, что его дочь в больнице и ему нужно пойти за ней. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.

Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца», ,

— рассказывает «Газете.Ru» историю своей бабушки Асет Окуева.

По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.

«Я шесть раз пыталась сбежать из детдома. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.

Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана

(по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. — «Газета.Ru»). Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.

На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.

«Я даже не ожидала, что услышу положительный ответ. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве.

Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.

Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама умерла»,

— рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.

Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков.

Хайбах — аул, которого нет

Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.

«Вывести больных, стариков, детей не было возможности. И было принято решение их уничтожить.

Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей.

Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь», — излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.

Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Еще один из свидетелей — бывший нарком юстиции Чечено-Ингушской АССР Зиявди Мальсагов.

«Когда Мальсагов начал просить Гвишиани остановить убийство людей, ему якобы ответили:

«Эти люди нетранспортабельны, и их нужно уничтожить. Это приказ Серова и Берии»,

— отмечает историк.

В 1956 году Мальсагов написал о зверствах в высокогорном Хайбахе первому секретарю Никите Хрущеву. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе — «историческая фальшивка».

«Полковник Гвишиани и другие участники тех событий награждены орденами и другими боевыми орденами. После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет», — уточняет профессор Муса Ибрагимов.

Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения.

Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.

Рейсы для депортации с Сахалина не идут

В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин.

Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность.

«Чеченский боец НКВД категорически отказался. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: «Дальше высылать некуда», и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было», — рассказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.

В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью.

Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман.

Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.

Искать их долго ему не пришлось — его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.

«Когда гостю накрывали на стол, он внимательно посмотрел на жену своего родственника, которая показалась ему очень знакомой. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая девушка — Чехардиг», — рассказал «Газете.Ru» сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев.

Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым.

Нет времени объяснять, выселяй!

По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.

как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, не включая участок Малгобека, не ступала нога немцев?» — говорит Ибрагимов.

По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.

«На мой взгляд, основной и главной причиной депортация являлась сама политическая система Советского Союза и ее тоталитарный характер. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства.

А поводом для выселения могли взять бандитизм на территории ЧИАССР. Хотя к марту 1943 года НКВД напишет, что почти все бандитские группы были ликвидированы»,

— рассказал «Газете.Ru» историк Муса Ибрагимов.

Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.

«Нужны были рабочие руки, чтобы занять Карагандинский угольный бассейн, Усть-Каменогорске цинковое производство и многие другие. Это обстоятельство могло сыграть решающую роль. Ведь основная масса работавших там — депортированные чеченцы и ингуши», — подчеркивает профессор.

26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов».

Репрессированными признавали народы, подвергшиеся на государственном уровне клевете и геноциду, что сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.


1. Фразеологизмы в несвойственном им значении:

1) Это слово не имеет в русском языке прототипа.

2) Люди, которые повязли в лени, много теряют.

3) Наши чиновники подлизываются к мэру.

4) Эти примеры обличают поэта как романтика.

5) Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика.

6) Лень – это монстр современной молодежи.

7) С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

8) Эти дети были обделены от радости.

9) Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

10) Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

11) Низкий поклон перед теми, кто воевал.

12) Над ним разыграли шутку.

13) Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

14) Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

2. Смешение паронимов:

1) Книга дает гормональное воспитание человеку.

2) Она всегда была человеком замкнутым, скрытым.

3) Кристаллическая честность.

4) Он не хотел лечиться от алкоголя.

5) К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

3. Плеоназм:

Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

4. Тавтология:

Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод…

5. Нарушения привычной лексической сочетаемости слов:

1) Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.

2) Его речь насыщена обилием книжных слов.

4) У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение.

5) Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде.

6) Сын бессовестно обращается с матерью.

7) Ветеран лишь хотел большего количества понимания.

8) Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

6. Стилистические ошибки

1) Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

2) Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

3) Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.

4) Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

6) Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

7) Синтаксические ошибки:

2) По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

3) С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

4) Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

5) Те, кто любят литературу, знают это имя.

6) Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

7) Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

8) Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

9) В подтверждение этому приведу такой эпизод.

10) Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

11) Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

12) За подвиг ученого он был удостоен орденом.

13) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

14) Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

15) Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

16) Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

17) Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

19) Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

20) Не став развивать талант, его можно загубить.

8) Этические ошибки:

1) Этот текст меня бесит.

3) Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

4) Нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

5) Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

6) Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

7) Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

8) Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

9) Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев…. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

10) Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной.

9) Фактологические ошибки:

1) В повести Тургенева «Преступление и наказание»…

2) Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

3) Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

4) Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!.

10) Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

1) Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

2) Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

3) Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

4) Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

5) Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

6) В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

7) Этот человек был дворянином от мозга до костей.

8) Это главная проблема, заложенная в тексте.

10) Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

11) Шахматы развивают воительность и память.

14) Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

15) Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

16) Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

17) Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

18) Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

19) Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

20) Это был рок судьбы.

21) Она хотела помочь семье и отцу.

22) Школьные годы пропали не зря.

Приложение 4.

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.

(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова, она также часто встречается в сочинениях выпускников: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную лексическую сочетаемость слов – в результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с матерью. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе уделяется крайне мало времени – в результате учащиеся имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, что приводит к разрушению двуплановости образа, лежащего в его основе; возникает противоречивость образов и контекста, позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают по уму провожают». Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно; в этом случае, на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию 6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей группой ошибок, ведущих к нарушению требования чистоты, богатства и выразительности речи – это речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже, удачно – не вполне удачно сказано»; они менее строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ. Это тавтология – ошибка, состоящая в употреблении слов, повторяющихся в небольшом контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод...… Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу. Надо понять, что все это не зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л.Толстой назвал народ толкателями истории. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:

По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

С 2006 года в систему оценивания заданий с развернутым ответом включены два дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм и К–12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид речевых ошибок – этических. Нечасто, но встречались работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.

Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно оценивать действия известных писателей: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале также оценивается по особому критерию. Имеются в виду ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег, Раскольников убивает и ее беременную сестру Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание»...… Фамилию писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые ошибки.

Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

Это был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно использовать при подготовке к экзаменам выпускников будущих лет.

Н.М. СЕРГЕЕВА,
г. Тверь


Close